Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником, возлюбленные о Господе братия и сестры!
В сей день, в начало второй подготовительной недели пред Великим постом, мы с вами слушали боговдохновенное назидание Святой Церкви о блудном сыне, ушедшем из родного дома-отчизны на страну далече. Он взял наследство свое и расточил его в чужой стране, живя распутной, греховной жизнью. И вот, когда у него уже ничего не осталось, пройдя период жизни, работая за свиной корм свинопасом, после этого опытно познав свое безумство, как говорит Святое Писание: — придя в себя, решает, наконец, вернуться в дом отца своего. И он осознает свое не достоинство, осознает, что деяниями жизни своей не может он уже называться сыном, но хочет, чтобы отец принял его хотя бы в число наемников.
И что же отец? Увидев издали приближающегося своего сына и сам бросился бежать ему навстречу со слезами и великой радостью, радуясь вновь обретенному своему чаду, и видя раскаяние, не укоряет, но тут же восстанавливает в сыновнем достоинстве.
Что же значит, для нас эта притча и почему мы ее вспоминаем перед Великим постом?
По слову Апостола: «Все согрешили» (Рим.3:23). «Нет праведного ни одного» (Рим.3:10).
«Блудный сын» есть образ всех нас, христиан, омывшихся святым крещением, но будучи свободными произволением, не соблюдшим чистоты крещальных риз и удалившихся из Дома Отца своего Небесного в страну греховных помыслов и дел, в страну далече. И вместо Богомыслия, этой Небесной пищи – молитвы ангелов, живящих со свиньями – т.е. мыслями, делами и наветами бесовскими: гордыней, сладострастием, раздражением, мысленным блужданием по миру греховных вещей и разговоров, которые есть обиталища князя мира сего – сатаны.
И вот пост – это время духовных упражнений, «прихождения в себя», как было с блудным сыном, ибо, когда не стало ему еды, утеснилось его чрево, и, будучи вынужден, пусть недобровольно, но поститься, он опомнился.
Для этого-то Церковь и предлагает нам ежегодное врачевание – пост, который есть возвращение к Отцу Небесному, жизни духовной.
Когда же увидим себя такими, да не отчаиваемся в милосердии Божием, ибо как в притче, рассказанной нам Господом, отец с радостью великой принял блудного сына своего, так и Отец наш Небесным примет нас, как только вернемся к нему через раскаяние, через покаяние.
Кто же старший сын, который не рад был возвращению брата своего? И здесь опять мы с вами.
Сколько обвинений приходиться слышать о нашей неприветливости, когда приходит человек с улицы, а ведь это Дух Божий зовет его, мы же, встречаем его как чужака. А почему? Все потому что, сохранив внешнее благочестие, видим себя верными Богу, праведными, противопоставляем своей мнимой праведностью себя другим людям и Благодать Божия оставляет нас и наступает фарисейство и ожесточение – блюдение внешнего закона, без любви, без сострадания, без Богообщения!
Поэтому, братия и сестры, будем стремиться быть любящими и милосердными, будем стараться быть достойными такого Отца. Будем помнить про Небесное Отечество, и приложив немного усилия, сделав шаг навстречу к Нему, увидим как и Отец наш Небесный с любовью выйдет навстречу нам. Аминь!
С. Архангельское, 2016 г.